Фигурист Алексей Ягудин: "На тренировках мы с Тарасовой часто ругались"
Владимир Рауш
Олимпийский чемпион по фигурному катанию Алексей Ягудин сегодня живет на два дома. Зимой — в США, где он участвует в коммерческих выступлениях. Летом и осенью — в России, где у него мама, друзья, бизнес... Нарушить это четкое разграничение может только что-то экстраординарное. На прошлой неделе это "что-то" произошло — свое 60-летие отмечала знаменитая Татьяна Тарасова, под руководством которой Ягудин взял золото на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Ради юбилея фигурист прилетел на сутки, выступил с показательным номером на шоу, а потом ответил на вопросы обозревателя "Известий" Владимира Рауша.
"Я лупил коньками по бортам от злости"
вопрос: Прилететь на один день из США в Россию специально ради выступления — само по себе это уже значит немало. Скажи, ради кого еще ты бы пошел на такие жертвы?
ответ: Таких людей не так много — семья, агент... В общем, те, кто активно участвовал в моем становлении. Но даже в этом ряду Татьяна Анатольевна занимает особое место: она подарила мне жизнь в фигурном катании. На протяжении долгих лет она была мне как мама.
в: Свою самую первую встречу с Тарасовой помнишь?
о: Она тогда еще работала с Ильей Куликом, а мы с ним дружили. И меня все время поражали в ней две вещи. Первое — абсолютная уверенность, которую она излучала, стоя за бортиком. Второе — потрясающая любовь к ученикам. Помню, на каком-то из чемпионатов Европы Илья заболел. Я как раз был у него в номере, и тут зашла Тарасова. Чего она ему только не принесла: микстуры, капли, таблетки какие-то. "Вот это, — думаю, — забота!" Сам я тогда тренировался у Алексея Мишина. У него в группе было много народу, нянчиться было некогда. Да и потом он же все-таки мужчина...
в: А первая тренировка под руководством Тарасовой осталась в памяти?
о: Она произошла на сборах в Италии, до этого все общение у нас шло по телефону. Помню, Татьяна Анатольевна увидела меня и вздохнула: "Ох, колобок ты мой!" Я тогда только из отпуска вышел, толстенький был... Потом начались первые тренировки — они были совсем другие, чем у Мишина. Помню, я только поменял коньки, и новые ботинки стирали мне ноги в кровь. Приходилось кататься с волдырями, а Тарасова все подстегивала: "Давай еще разок, еще!" Я тогда так уставал от фигурного катания, что по вечерам даже никуда не ходил. Перекусил — и быстренько на боковую. А утром меня снова будил голос Тарасовой: "Леша, на зарядку!" Те две недели показались мне просто бесконечными...
в: Правда, что во время занятий у вас случались стычки?
о: Мы частенько ругались, и я от злости лупил коньками по защитным матам, которые ограждали борта. Бывало, что и уходил с тренировок. Не Тарасова выгоняла — я сам уходил. Но вечером мы встречались и общались как ни в чем не бывало. В этом, кстати, вся Татьяна Анатольевна — никакой злобы или мстительности.
в: А самая серьезная ссора?
о: Единственный раз мы серьезно повздорили дня за четыре до отлета на Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити. У меня тогда в очередной раз жутко разболелось бедро, и я попросил ее немного снизить нагрузки. Тарасова была уже на нервах — времени-то оставалось мало — и заявила: ты, мол, трус. Я не сдержался и послал ее подальше. Она развернулась и — бах! — влепила мне затрещину. А потом заявила, что на Игры не полетит. Дескать, пусть сдают ее билеты. Моему агенту потом пришлось вести многочасовые переговоры по телефону, чтобы уладить этот инцидент.
в: Чем еще запомнилась Тарасова?
о: Она всегда отстаивает интересы своих спортсменов. Помню, была неприятная ситуация, когда меня попросили покинуть Тур Коллинза (Ягудина тогда обвинили в пьянстве и агрессивном поведении. — "Известия"). И федерация во главе со всемогущим президентом Писеевым собралась, чтобы меня дисквалифицировать. Так вот, Тарасова до последнего стояла на своем: не виноват, мол, и все. В итоге мне дали год условно. А тот же Мишин в аналогичных ситуациях предпочитал держаться в стороне: пусть, дескать, руководство решает.
"До 35 лет кататься не стану"
в: Правда, что во время съемок шоу "Звезды на льду" произошел какой-то инцидент с участием Тарасовой и твоей партнерши Оксаны Пушкиной? Говорили, что телеведущей не понравилось, как тренер оценил выступление вашего дуэта, и она закатила скандал...
о: Там все было сложнее. У Тарасовой довольно напряженные отношения с Ириной Родниной, которая для Пушкиной — почти как сестра. Роднина, кстати, приходила к нам на тренировки, придумывала какие-то поддержки. Вот между ними немного и искрило. Но я старался в их взаимоотношения не влезать. Да и каких-то публичных разборок не было.
в: Твои отношения с Пушкиной тоже складывались непросто.
о: Это еще мягко сказано! По ходу репетиций мною была разбита декорация, несколько занятий пришлось прервать досрочно. В начале программы я просто демонстративно не приходил на жеребьевку. Там же все по парам, а я говорил: "Не пойду!" В день съемок по утрам устраивались контрольные прокаты — в костюмах, с камерами и софитами. Я их игнорировал, это уже вошло в привычку. Хотя в выступлении с Пушкиной были и положительные моменты. Знаешь, она очень смелая и — легкая. Не смейся, при выполнении поддержек это имеет очень большое значение. Не случайно мы с Оксаной делали их больше всех — по две-три за прокат.
в: С кем из звезд-актеров за время съемок ты сошелся ближе всего?
о: Они все очень хорошие люди. Правда, это не пустые слова. Ту же Катю Гусеву я знал по сериалу "Бригада" — в Америке часто смотрел его на DVD. Первый раз пришел на съемочную площадку и просто ее не узнал — совсем другой человек. Или Игорь Бутман. Мне казалось, он очень серьезный, а на деле вышло — веселый. У нас вообще в раздевалке просто невозможно было находиться — анекдоты травили один за другим.
Но больше всего я подружился с Маратом Башаровым. Мы и раньше были знакомы, но особенно не общались. Недавно я побывал на его спектакле "Ladies Night" — хохотал два с половиной часа. Недаром мы с ним и на чествовании Тарасовой совместный номер сделали. Хотя нервотрепка была жуткая... Я прилетел в Москву лишь за несколько часов до выступления, и отрепетировать номер мы не успели. Только на словах оговорили, и все. Перед выходом на лед смотрю — а он трясется весь. Руки просто ходуном ходят. Да и я не лучше... Но в итоге все прошло нормально.
в: Ты сейчас возвращаешься в шоу "Stars on Ice", в котором участвуешь уже пятый сезон. Не надоело?
о: Скорее просто устал, чем надоело. В прошлом году я вообще установил личный рекорд — 118 шоу! Выступишь, переоденешься, сядешь в автобус — и в другой город. А с другой стороны, просто не представляю: вот сейчас закончу я кататься — и что? Сидеть на месте? Для меня это еще сложнее... Хотя я не думаю, что буду кататься еще долго. До 33—35 лет точно не дотяну. Тем более как Белоусова с Протопоповым — я просто поразился, когда увидел их на чествовании Тарасовой.
в: Часто ли в поездках встречаются интересные люди?
о: Много занимательных встреч бывает. Как-то столкнулся с ребятами из "Комеди Клаб". В другой раз слышу: "Ой, Ягудин!" Я был уставший, думаю — сейчас опять разговаривать придется. А потом пообщались, человек оказался судьей по бальным танцам. Интересно... Однажды познакомился с пиар-менеджером группы "Чайф", потом — с Димой Биланом. В Америке в этом плане все более прогнозируемо. Там люди друг другу до лампочки, в лицо никто никого не знает. Если и подходит кто, то только русские — туристы или из эмигрантов...
"Все финансовые отчеты контролирую лично"
в: Слышал, ты открыл свою транспортную компанию в Питере?
о: Речь идет о заказе автомобилей для деловых людей, приезжающих в город. При этом водители работают еще и в качестве гидов-экскурсоводов. Развиваемся потихоньку, сейчас собираемся ставить на машины спутниковую навигацию... Когда я думал, куда вкладывать деньги, изучал бизнес-проекты по многим направлениям. В конце концов, выбрал именно транспорт. Питер ведь рай для туристов, я уверен, что он будет развиваться.
в: В бизнесе принимаешь личное участие или им управляют наемные менеджеры?
о: Понятно, что сам я не буду ездить по гостиницам и договариваться о транспорте. Но общее руководство компанией стараюсь вести лично. Тем более что мы живем в России, и здесь нужно держать ухо востро. Все финансовые отчеты контролирую персонально — что куда пошло и зачем.
в: А как же мечта поступить на кулинарные курсы?
о: Она остается в силе: на кулинарные курсы собираюсь пойти летом. Очень уж мне нравится готовить, хотя я пока не бог весть какой специалист в этом деле. Впрочем, кое-что приготовить могу — научился, пока один жил в Америке. Свой ресторан? Знаешь, я всегда мечтал о собственном кафе или закусочной — со стильной обстановкой, музыкой. Но пока нужно довести до ума транспортную компанию.
в: Говорят, ты успел получить лицензию и на вождение яхты?
о: В Америке это не так сложно — гораздо проще, чем получить водительские права. День посидел в классе, поучился, потом на компьютере сдал экзамен. У моего друга в Америке есть небольшое судно. Летом мы каждый день ходим на нем куда-нибудь. Заплывем на остров, наловим рыбы, сварим уху или крабов. Красота! Да это что, пустяки... Вот летать на самолете — это круче.
в: Неужели и это освоил?
о: У меня есть знакомая в Америке, она — пилот. Давно меня уже уговаривала: давай, попробуй полетать. И вот как-то я собрался. Приехали на аэродром, самолетики ма-а-ленькие — спереди два места и сзади еще одно. Первый день я только управлял машиной в воздухе, а на второй еще и сам взлетал, и заходил на посадку. Единственное, что мне не доверили, — вести переговоры с диспетчерами. Впечатления просто фантастические! Словами не передать, что чувствуешь, когда прямо у тебя под ногами раскрывается бездна. В итоге, когда я вылез из самолета, был весь мокрый от напряжения.
"Мой развод тоже бы сопровождался скандалом"
в: Сейчас главным событием в мире фигурного катания стал развод Евгения Плющенко. До Америки эти новости дошли?
о: Я слышал, что у него какие-то неприятности. Во время шоу Тарасовой все это бурно обсуждалось. Что я могу сказать? Это жизнь: все люди сходятся и расходятся...
в: Но не у всех это происходит с таким скандалом. Как считаешь, с тобой такая история могла бы случиться?
о: Думаю, как раз со мной все произошло бы точно так же. Нас с Женей знает вся Россия, и по-тихому обставить развод точно не получилось бы. Журналисты раскрутили бы эту историю, как уже было перед Олимпиадой в Солт-Лейк-Сити. Тогда газеты только и писали, как мы ненавидим друг друга.
в: Знаменитые спортсмены часто становятся заложниками своей славы и гонораров. Бывали случаи, когда девушки интересовались тобой только потому, что ты — Ягудин?
о: Случалось. Не могу себя назвать хорошим психологом, но если человеку нужны мое положение, деньги, слава — это быстро становится видно. Или, может, просто девушки попадались не настолько хитрые?
в: Недавно ты сказал, что подумываешь о семейной жизни. Это серьезное заявление...
о: Я не имел в виду, что уже завтра готов пойти под венец. Для меня и совместное проживание — уже большой шаг вперед. У меня есть подруга Настя, с которой я встречаюсь уже больше года. Она сейчас летит вместе со мной в США — поживет там пару недель.
в: Отец твоей избранницы — известный тренер по фигурному катанию Алексей Горшков (бывший наставник болгарского дуэта Албена Денкова — Максим Стависский. — "Известия"). Не боишься иметь такого тестя?
о: Наоборот, я очень доволен нашими отношениями. Настин отец очень приятный и добрый человек. Мы общаемся как будто ровесники. И потом, в наши отношения он особенно не вмешивается. Все-таки мы уже взрослые люди...
20:01 20.02.07