elenapro написал(а):О, Энни, жертвенность - она приходит сама.
А я позволю себе не согласиться. Это качество, по-моему, или есть в женщине, или нет. Не каждая смогла бы стать декабристкой. И не каждая стенограф смогла бы быть женой Достоевского.
elenapro написал(а):если б не ее умение скорописи - вряд ли она прожила б такую жизнь с гениальным. но очень тяжелым для совместной жизни. писателем. ему повезло. что порекомендовали именно ее. так их Бог свел.
Вы думаете, что если бы ему прислали другого стенографа, то она смогла бы пожертвовать всей своей жизнью во имя любимого человека? Любовница Достоевского (еще до встречи с Анной, еще при первой жене) Аполлинария Суслова - не смогла быть такой. А ведь она могла бы быть женой, музой, опорой Достоевского. Могла посвятить свою жизнь служению ему. Могла теоретически, но по складу своего характера, по натуре своей - не смогла. Предпочла вольную жизнь "каторге" рядом с гением.
Анна могла уйти от мужа в любой момент. Могла, но она вместо этого, скитаясь с ним, старым, нищим и больным по заграницам, будучи беременной юной двадцатидвухлетней девушкой, ходя в разорванных сапогах, зачастую без еды, имея одно лишь платье - она давала мужу последние деньги, которые у них оставались на жизнь и САМА отправляла его на рулетку, где он все проигрывал. Она знала - он проиграет, вернется злой домой и сядет писать роман. И напишет "Идиота". Она голодала и терпела все лишения, чтобы люди во всем мире теперь могли читать этот роман и восторгаться гением Достоевского. Знала ли она, что все так закончится? Делала ли она это ради собственного тщеславия? Вряд ли. Какое уж тут тщеславие, если теперь о ее существовании многие и не знают вовсе, а о ее муже, кстати, благодаря ее стараниям, знает весь цивилизованный мир.
Несомненно - Бог их свел. Достоевскому повезло с Анной. Даже Лев Толстой говорил: "Если бы у всех русских писателей были такие жены, как у Достоевского, то им жилось бы легче". И все же - не любая женщина смогла бы вынести все это. Я бы не смогла. И все равно - я очень хотела бы быть такой. Я всегда восхищалась героическими женщинами. И всегда жалела, что слишком слаба, чтобы быть такой как они.